В России вводится обязательная маркировка товаров. С 2019 года она уже действует для некоторых участников рынка, включая тех, кто торгует обувью и сигаретами. Остальные пока подключаются добровольно — идут экспериментальные проекты.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
Распоряжение Правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке в 2019 году. В этот список входят сигареты, обувь, парфюмерия, шины, некоторые виды одежды и белья, фотооборудование.
К 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания станет единой для России и ЕАЭС.
Как работает обязательная маркировка товаров
Каждая единица товара помечается уникальным идентификатором. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволяет государству контролировать их оборот и не допускать, чтобы в него попадали подделки и контрафакт. Коды генерирует и выдает по запросу производителей оператор системы, и только он.
Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Повторно использовать тоже не получится: процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что при списании товара или продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота.
Как только код выпущен, государство начинает отслеживать по нему все, что происходит с товаром. Сведения о производстве, импорте, перемещениях, продажах и любых других операциях попадают в информационную систему маркировки.
Последний этап жизненного цикла кода - продажа товара покупателю. Обязательная маркировка товаров в 2019 году основана на использовании онлайн-касс. О продаже сообщает в систему не сам магазин, а ОФД (оператор фискальных данных), который получает данные об этом от ККТ. Это тоже ступень защиты от подделки.
Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на № 487-ФЗ от 31.12.2017. Он вносит изменения в более ранние законы о торговле и кассах. 487-ФЗ запрещает продавать и вводить в оборот товары, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Этот основополагающий закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года.
Уже в 2019 обязательная маркировка действует для ряда товаров. Подключение к системе необходимо. Работать в обход уже не получится - нарушителей ждут штрафы.
Важный методический документ - распоряжение Правительства РФ № 791-р от 28.04.18 утвердило принципы, по которым работает с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается крупными проектами в области цифровой экономики, и главный из них - обязательная маркировка товаров.
С 2018 года именно ЦРПТ ведет пилоты по всем товарным группам.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвердило распоряжение правительства РФ № 792-р от 28.04.2018. Этот документ вступил в силу 1 января 2019 года. Обязательно прочтите его, чтобы узнать, нужно ли маркировать ваши товары.
Ответственность за нарушения
Закон о маркировке товара предполагает строгую ответственность за нарушения. Так, статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит дополнительный обязательный реквизит кассового чека - «код товара», позволяющий идентифицировать товар. В постановлении Правительства РФ №174 от 21.02.19 указано, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный 381-ФЗ.
Нарушение закона о маркировке может привести к штрафу до 10 тысяч рублей.
За нарушение этого требования может применяться ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка применения касс: предупреждение или штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц - от 5 до 10 тысяч рублей.
Как подключиться к системе маркировки
Подать заявление на сайте ЦРПТ (Честный ЗНАК). Это быстро: форма для заполнения совсем небольшая. Потребуется электронная цифровая подпись. Подключение к системе маркировки бесплатное.
Подключить онлайн-кассу. Когда будете продавать промаркированные товары, то напрямую сообщать об этом оператору маркировки не понадобится. Данные о продаже автоматически отправятся в ОФД, а уже оттуда поступят в ЦРПТ.
Подключить сканер штрихкодов с функцией 2D-считывания. Он нужен, чтобы считывать двухмерные DataMatrix-коды при приемке и продаже товаров.
Главное: обеспечить работу с кодами маркировки и сопровождающими электронными документами из СЭД в вашей товароучетной системе и кассовой программе. Иначе не сможете продавать маркированные товары.